1. Однофазные неуправляемые выпрямители

Однофазные схемы выпрямления являются наиболее простыми, их экономиче­ски выгодно использовать для управления двигателями малой мощности и магнитными усилителями, для питания индукторов генераторов, в блоках заряда аккумуляторов и в переносных сварочных аппаратах. Мощные выпрямители однофазного тока также на­ходят широкое применение. Они служат для управления тяговыми двигателями на электроподвижном составе электрифицированных железных дорог с однофазными се­тями переменного тока.

При анализе выпрямительных схем полагают, что параметры первичной об­мотки трансформатора приведены к вторичной цепи, так как заданными величинами обычно являются напряжение (Ud) и ток (Id) нагрузки.

Основные величины, характеризующие работу выпрямителей, в значительной степени зависят от вида нагрузки. В промышленности нагрузка чаще всего носит ин­дуктивный характер, так как её активные сопротивления  намного меньше индуктив­ных на частоте основной гармонической составляющей выпрямленного напряжения, особенно это характерно для электромеханических нагрузок малой и средней.

Для ог­раничения уровня пульсаций выходного тока, устранения режима прерывистых токов и обеспечения пропорциональной зависимости между выходным напряжением и сиг­налом управления в якорные цепи мощных двигателей постоянного тока (ДПТ) вклю­чают дополнительную индуктивность. Анализ схем выпрямителей при якорном регу­лировании скорости ДПТ требует учета также меняющейся противо-ЭДС. Однако пер­воначальное изучение процессов в выпрямительных схемах целесообразно начать при работе на активную нагрузку с дальнейшим учетом всех особенностей реальной на­грузки.

Простейшей схемой однофазного выпрямления является однополупериодный выпрямитель, содержащий один диод во вторичной обмотке трансформатора. Ток в на­грузке протекает в течение положительного полупериода сетевого напряжения. В отри­цательный полупериод диод закрывается, тем самым, разрывая электрическую цепь на­грузки. Эта схема применяется редко из-за присущих ей недостатков, основными из ко­торых являются плохое использование трансформатора вследствие вынужденного под­магничивания сердечника, значительные по величине пульсации выпрямленного на­пряжения и их низкая частота, равная частоте сетевого напряжения. Это затрудняет фильтрацию напряжения на нагрузке и увеличивает габариты фильтра. Кроме этого, среднее значение выпрямленного напряжения приблизительно в три раза меньше дей­ствующего значения напряжения вторичной обмотки трансформатора. 

Наиболее широко применяются однофазные нулевая и мостовая схемы.