Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором – это разновидность движков, в котором ротор сделан с особым типом обмотки, похожей на беличью клетку. Чтобы его запустить, необходимо знать базовые основы схемотехники, о которых и пойдет речь ниже.
Способы подключения асинхроника
Перед тем, как подключить электродвигатель с асинхронным якорем, необходимо изучить «матчасть», без которой попытка запуска может привести к порче внутренних обмоток.
Промышленные сети
Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором зачастую питается от промышленной трехфазной сети. В отличие от бытовой однофазной, здесь токи передаются сразу по 3 проводникам, причем происходит смещение на 120о, при этом амплитудные колебания одинаковы на синусоидальном графике.
Для примера, в однофазной сети график выглядит следующим образом.
Соединение звездой и треугольником
Асинхронный двигатель с короткозамкнутым фазным ротором подключается методом «звезда» или «треугольник». Соединение может происходить:
- В корпусе. Тогда на поверхности расположено 3 проводка.
- Снаружи корпуса. В этом случае обмотки между собой никак не соединены. Снаружи расположено 6 проводов, которые соединяются шиной.
Стоит обратить внимание, что оба типа подключения рассчитываются одинаково. Но один и тот же асинхронный электродвигатель, соединенный с одной сетью, но разными подключениями, будет иметь разные показатели мощности.
Перед тем, как подключить электродвигатель – изучите инструкцию на корпусе. Зачастую там указывается рекомендуемое подключение. Также обязательно есть строчка о максимальной потребляемой мощности на пике работы.
На примере с фотографии видно, необходимая схема подключения электродвигателя – «звезда» и максимальная мощность составляет 1 кВт.
Что означают провода на стартере
Ниже представлены обозначения выводов стартера асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
Соединение с фазосдвигающим компонентом
Как было сказано, в трехфазных сетях фазы сдвинуты относительно друг друга на 120о. В бытовых розетках это не встречается, поэтому необходимо произвести смещение искусственно.
Для пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором используются фазосдвигающие элементы. Движок при этом может работать в однофазном темпе, либо в конденсатором. Посмотреть подключение можно на схемах ниже.
Схемы а. б и д используются в случае, если на корпус выведено всего 3 провода, т.е. соединение произведено внутри. В одном случае асинхроник будет работать в однофазном режиме, а мощность упадет на половину.
При конденсатором подключении, как на схемах подключения трехфазного двигателя В, Д и Е, мощность упадет только на 25-20%.
Расчет емкости конденсатора рассчитывается по следующим формулам. 1, 2, 3
- Iном – это фазный ток, при подключении к промышленной сети 380В.
- U1 – это напряжение в бытовой сети, т.е. 220В.
Способы управления асинхрониками
Устройство асинхронного двигателя допускает 2 вида подключения:
- прямое от сети;
- через устройство плавного пуска электродвигателя.
Прямое подключение к сети питания
В этом используется способы пуска асинхронного через магнитный пускатель. В этом случае возможен относительно безопасный запуск и плавная работа. Дополнительно рекомендуется установить реле контроля тепла, который защитит движок, если поступаемый ток превысит номинальные границы.
Существуют схемы с реверсом и без него.
Схемы с реверсом
Пояснение принципа действия асинхронного двигателя с нереверсивной схемой подключения:
- L. Контактные площадки для подключения к сети.
- QF 1. Выключатель-автомат.
- SB 1. Аварийная остановка.
- SB 2. Пауза.
- КМ 1. Магнитный пускатель.
- КК 1 . Реле теплового контроля.
- HL 1. Контрольная лампочка.
- М. Сам двигатель.
Реверсивная схема
Схема реверсивного пускателя:
- L. Контактные площадки для подключения к сети.
- QF 1. Выключатель-автомат.
- КМ. Магнитный пускатель.
- КК 1. Реле теплового контроля.
- М. Двигатель.
- SB 1. Остановка.
- SB 2. Движение «Вперед».
- SB 3. Реверс.
- HL. Контрольные лампочки.
Настройка плавного пуска
Устройство плавного пуска электродвигателя (УПП) позволяет защитить устройство от внезапных скачков фазного тока в момент включения. Оно обеспечивает относительно медленный пуск стартера, что сохраняет внутренние блоки движка от внезапных повреждений.
Самостоятельно изготавливать УПП не стоит – можно приобрести готовые устройства. Главное — найти устройство, соответствующее механическим характеристикам асинхронного трехфазного двигателя.
Также обращайте внимание на маркировку УПП. Они бывают амплитудными и фазными. Для асинхроников требуются вторые, т.е. первые подходят только для слабонагруженного оборудования.