Практически во всех отраслях промышленности значительное распространение получили электроприводы с питанием двигателей непосредственно от сети, системы управления которыми построены по разомкнутому принципу. Данные системы предназначены для выполнения простейших функций управления: пуска, торможения, реверса. В таких системах применяют контактные и бесконтактные переключающие электроаппараты релейного действия (электромагнитные контакторы и статические (тиристорные) переключатели); различные реле управления — реле времени (электромагнитные, маятниковые и др.); электромагнитные реле напряжения и тока; бесконтактные реле (логические элементы); командоаппараты (кнопки, командоконтроллеры, ключи управления и т.п.). Командные сигналы на пуск, остановку, реверсирование или изменение скорости двигателей могут поступать в систему управления также от разного рода датчиков (путевых и конечных выключателей, датчиков давления, температуры и других технологических параметров), контролирующих работу производственных машин.
В рассматриваемой группе электроприводов автоматизация процесса пуска наиболее просто осуществляется для асинхронных коротко-замкнутых двигателей, поскольку здесь после подачи команды на пуск операции управления сводятся, как правило, к прямому включению двигателя на полное напряжение сети. Мощные синхронные и короткозамкнутые асинхронные двигатели иногда пускаются при пониженном напряжении с последующим автоматическим переключением на полное напряжение. Для двигателей постоянного тока и асинхронных двигателей с фазным ротором в процессе пуска автоматически при помощи контакторов ускорения постепенно выключаются ступени пускового реостата. Автоматизация процесса торможения двигателей при любом виде торможения предусматривает выполнение двух основных операций управления. После подачи команды на торможение совершаются нужные переключения в силовых цепях двигателя с введением при необходимости добавочных сопротивлений в эти цепи. В конце процесса торможения при скорости, близкой к нулю, двигатель автоматически либо отключается от сети (при его остановке), либо в силовых цепях производятся переключения, необходимые для последующего пуска двигателя в противоположном направлении (при реверсе).
Системы управления, реализующие указанные ранее операции, конструктивно оформляют обычно в виде комплектных станций управления. Кроме набора аппаратуры, предназначенной для выполнения основной функции, на таких станциях устанавливают также аппараты электрической защиты двигателей и цепей управления. Командоаппараты, пускорегулировочные и тормозные резисторы (либо иные токоограничивающие элементы, например реакторы) располагают чаще всего вне станций управления. В электрических схемах станций широко применяют типовые узлы управления и защиты. Кроме того, в типовых станциях управления предусматривают запасные блок-контакты у аппаратов, которые могут быть использованы для различных блокировок и сигнализации. Возможно также подключение в цепи управления станций контактов конечных выключателей, технологических датчиков и аппаратов других автоматических устройств.