Системы управления электроприводами. Часть 1

2. CИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ РАЗОМКНУТОГО ТИПА

Практически во всех отраслях промышленности значительное распро­странение получили электроприводы с питанием двигателей непосредственно от сети, системы управления которыми построены по  разомкнутому принципу. Данные системы предназначены для выполнения простейших функций управления: пуска, торможения, реверса. В таких системах применяют контактные и бескон­тактные переключающие электроаппараты релейного действия (электромагнитные контакторы и статические (тиристорные) переклю­чатели); различные реле управления — реле времени (электромагнит­ные, маятниковые и др.); электромагнитные реле напряжения и тока; бесконтактные реле (логические элементы); командоаппараты (кнопки, командоконтроллеры, ключи управления и т.п.). Командные сигналы на пуск, остановку, реверсирование или изменение скорости двигате­лей могут поступать в систему управления также от разного рода дат­чиков (путевых и конечных выключателей, датчиков давления, темпе­ратуры и других технологических параметров), контролирующих работу производственных машин.

В рассматриваемой группе электроприводов автоматизация процесса пуска наиболее просто осуществляется для асинхронных коротко-замкнутых двигателей, поскольку здесь после подачи команды на пуск операции управления сводятся, как правило, к прямому включе­нию двигателя на полное напряжение сети. Мощные синхронные и короткозамкнутые асинхронные двигатели иногда пускаются при пони­женном напряжении с последующим автоматическим переключением на полное напряжение. Для двигателей постоянного тока и асинхрон­ных двигателей с фазным ротором в процессе пуска автоматически при помощи контакторов ускорения постепенно выключаются ступени пускового реостата. Автоматизация процесса торможения двигателей при любом виде торможения предусматривает выполнение двух основ­ных операций управления. После подачи команды на торможение со­вершаются нужные переключения в силовых цепях двигателя с введе­нием при необходимости добавочных сопротивлений в эти цепи. В конце процесса торможения при скорости, близкой к нулю, двигатель авто­матически либо отключается от сети (при его остановке), либо в сило­вых цепях производятся переключения, необходимые для последую­щего пуска двигателя в противоположном направлении (при реверсе).

Системы управления, реализующие указанные ранее операции, конструктивно оформляют обычно в виде комплектных станций управления. Кроме набора аппаратуры, предназначенной для выполнения основной функции, на таких стан­циях устанавливают также аппараты электрической защиты двигателей и цепей управления. Командоаппараты, пускорегулировочные и тор­мозные резисторы (либо иные токоограничивающие элементы, напри­мер реакторы) располагают чаще всего вне станций управления. В электрических схемах станций широко применяют типовые узлы управ­ления и защиты. Кроме того, в типовых станциях управления предусматривают запасные блок-контакты у аппаратов, которые могут быть использованы для различных блокировок и сигна­лизации. Возможно также подключение в цепи управления станций контактов конечных выключателей, технологических датчиков и аппа­ратов других автоматических устройств.