Формула ЭДС машины. При вращении обмотки якоря в магнитном поле полюсов в проводниках обмотки, как указывалось, наводится ЭДС:
![]()
Среднее значение этой ЭДС за половину периода
![]()
,
где
– среднее значение магнитной индукции в воздушном зазоре, определяемое по кривой
(рис. 1.7);
– магнитный поток одного полюса;
и
определены ранее. ЭДС машины, как было показано, равна ЭДС одной параллельной ветви, поэтому, если обмотка якоря имеет N проводников, ее ЭДС
,
где
– число параллельных ветвей.
Учитывая, что
![]()
,
где
– диаметр якоря;
– частота вращения якоря, об/мин;
– число полюсов, получаем:
![]()
и окончательно
.
(1.1)
Таким образом, ЭДС обмотки якоря пропорциональна частоте вращения якоря и магнитному потоку главных полюсов машины.
Постоянная для данной машины величина
называется конструктивным коэффициентом ЭДС.
Формула электромагнитного момента машины. При протекании тока по обмотке якоря сила взаимодействия тока в проводнике с магнитным полем определяется по закону Ампера выражением
![]()
Среднее значение этой силы за время прохождения проводника через зону одного полюса
,
где
– ток в проводнике, равный току одной параллельной ветви.
Электромагнитный момент, создаваемый N проводниками, определяется как
.
Учитывая, что
![]()
,
где
– ток якоря, получаем
![]()
и окончательно
. (1.2)
Таким образом, электромагнитный момент пропорционален току якоря и магнитному потоку. Постоянная для данной машины величина
называется конструктивным коэффициентом момента. Он связан с конструктивным коэффициентом ЭДС постоянным соотношением:
![]()

