Вторичное напряжение. Большое значение имеет напряжение на вторичных выводах трансформатора, так как к этой обмотке подсоединяются приборы, устройства, машины.
Например, если напряжение на осветительных лампах мало, то они горят тускло; если напряжение питания асинхронных двигателей меньше номинального на 10 %, то вращающий момент двигателя уменьшается на 19 % и такой момент может быть недостаточным для рабочей машины, приводимой в действие электродвигателем; пониженное напряжение какого-либо автоматического выключателя может отрицательно сказаться на его нормальной работе. Поэтому важно уметь найти напряжение питания устройств, подключаемых к вторичной обмотке трансформатора.
Изменение вторичного напряжения. Изменение вторичного напряжения определяют в процентах
. (2.18)

Формулу для определения
можно получить из векторной диаграммы рис. 2.14, построенной для упрощенной схемы замещения рис. 2.10. Практически, с допустимой погрешностью, можно считать, что
и
.
Тогда
.
Из прямоугольных треугольников
и
следует, что в соответствующем масштабе
;
.
Тогда
.
Введем понятие коэффициента нагрузки трансформатора
. После подстановки двух последних соотношений в (2.18) получим:
![]()
![]()
или с учетом (2.15) и (2.16)
, (2.19)
где
и
— в процентах.
Если значение
найдено, то вторичное напряжение
. (2.20)
Значение
(при номинальной нагрузке) может быть найдено по каталожным данным, где приводятся значения
.
Из векторной диаграммы рис. 2.14 видно, что напряжение короткого замыкания
есть отклонение напряжения от его номинального значения при номинальном токе.
Внешняя характеристика трансформатора. Она представляет собой зависимость между вторичным напряжением
и током нагрузки
при заданном напряжении на входе трансформатора
. Она может быть рассчитана по (2.20) с учетом (2.19) при изменении коэффициента нагрузки, а также по каталожным данным (в примере 2.1 дан расчет одной из точек внешней
характеристики). Внешние характеристики при активной и активно-индуктивной нагрузках представлены на рис. 2.15. Чем больше нагрузка, т.е. чем больше ток
, тем меньше напряжение
.
В пределах от холостого хода до номинальной нагрузки, т. е. от
до
, напряжение
изменяется лишь на несколько процентов. Чем больше нагрузка, тем больше токи
и
, а значит, больше и падения напряжения на сопротивлениях обмоток трансформатора и, следовательно, тем меньше напряжение
.

