В симметричной (полностью управляемой) мостовой схеме диоды VD1 – VD6 заменим на тиристоры VS1 – VS6 (см. рис. 2.2, a). Как и в трехфазной нулевой схеме при работе на активную нагрузку, мостовой выпрямитель может иметь два различных режима работы: режимы прерывистого и непрерывного тока. На рис. 4.2, а, б представлены кривые выпрямленного напряжения и тока для трех значений углов α. Из рисунка следует, что прерывистый ток в нагрузке протекает при α >π /3.
Для области непрерывного тока (α ) среднее выпрямленное напряжение равно:
. (4.3)
В выражении (4.3) производится интегрирование линейного напряжения за интервал проводимости тиристора. В режиме прерывистого тока (α > π/З) мгновенное значение выпрямленного напряжения равно нулю при θ = π в соответствии с кривой вторичного напряжения трансформатора. Для этого случая имеем:
, (4.4)
предельным углом регулирования, при котором Ud = 0, является угол α = 120°.
Для нормальной работы мостовой схемы необходимо подавать на управляющие электроды тиристоров импульсы шириной не менее 60° или сдвоенные импульсы, отстающие друг от друга на указанный интервал (рис. 4.2, в, г). При запуске выпрямителя импульс управления (например, при θ = θ1) подается на тиристор VS1 катодной группы. Однако VS1 не включается, так как в анодной группе все тиристоры заперты.
Через промежуток, равный 60° (θ = θ2), управляющий импульс поступает на тиристор VS2. Если в этот момент на управляющем электроде тиристора будут отсутствовать импульсы, VS2 не включится. В режиме прерывистого тока (см. рис. 4.2, a, б) также необходимо подавать повторный управляющий импульс на соответствующий тиристор в противоположной группе. На рис. 4.2, в показано положение импульсов для двух значений углов управления.
При работе выпрямителя на обмотку возбуждения МПТ с большой индуктивностью ток нагрузки непрерывен во всем диапазоне изменения α. В связи с этим среднее выпрямленное напряжение может быть найдено по формуле (4.3).
Как уже указывалось, в мостовой схеме можно использовать только половину тиристоров катодной или анодной группы. Получающаяся при этом несимметричная (полууправляемая) мостовая схема имеет более простую систему управления и меньшую стоимость. На рис. 4.3 представлены кривые мгновенных выпрямленных напряжений анодной (uda), катодной (udk) групп тиристоров и результирующего напряжения (ud) для случая, когда тиристоры VS1, VS3, VS5 – управляемые, а VS2, VS4, VS6 – неуправляемые (см. рис. 2.2, а). Коммутация тиристоров катодной группы происходит в моменты подачи управляющих импульсов, тиристоров анодной группы – в точках естественной коммутации К1, К2, К3 и т.д.
Так же, как в симметричной схеме, при работе полууправляемого выпрямителя на активную нагрузку наступает режим прерывистого тока при . Средняя величина выпрямленного напряжения определяется для областей прерывистого и непрерывного тока одним выражением:
(4.5)
Соотношение (4.5) показывает, что предельный угол регулирования, равен: αм= 180°. Из рис. 4.3, б следует, что в полууправляемой схеме, по сравнению с полностью управляемой, кратность пульсаций выходного напряжения снизилась в два раза (m=3) и стала такой же, как в трехфазной нулевой схеме, что требует применения более мощных и громоздких фильтрующих элементов. Поэтому наиболее целесообразно использовать полууправляемую схему для регулирования выходных параметров МПТ в небольших пределах. Регулировочная характеристика выпрямителя с неполным числом тиристоров не зависит от характера нагрузки и при работе его на обмотку возбуждения машины также описывается выражение
м (4.5).
Преимуществом полууправляемой мостовой схемы являются меньшая реактивная мощность, потребляемая из сети.
Для сравнительной оценки выпрямительных схем рассмотрим их регулировочные характеристики (рис. 4.4). При работе на обмотку возбуждения или якорь с большой индуктивностью среднее выпрямленное напряжение всех схем является косинусоидальной зависимостью от угла регулирования α. Вид регулировочных характеристик можно изменять в зависимости от способа управления выпрямителем, а также путем введения различных обратных связей.
Режим прерывистого тока в нагрузке наступает при тем больших углах управления, чем больше фазность выпрямителя (m). Существенным недостатком выпрямителей с естественной коммутацией тиристоров является значительное потребление из сети реактивной мощности при глубоком регулировании угловой скорости и момента электрической машины.