Автогенератор – это устройство, в котором самопроизвольно (но не беспричинно) возникают, растут и устанавливаются колебания. Первопричинами, обусловливающими возникновение автоколебаний, являются внутренние шумы в автогенераторе, импульсы, возникающие в схеме при включении питания, а также помехи, наводки и т.п.
В автогенераторе осуществляется преобразование энергии источника питания в энергию колебаний. Автогенератор – одно из основных устройств в радиоэлектронике. Он – источник всех сигналов в радиоэлектронных устройствах: радиопередатчиках, модемах, компьютерах, электронных часах и т.п.
Для ограничения амплитуды возникающих колебаний в состав автогенераторов включают нелинейные элементы, и поэтому автогенераторы относят к нелинейным электрическим цепям.
Для построения автогенераторов используются неустойчивые электрические цепи, в которых после окончания малого по величине возмущения амплитуда оставшихся колебаний возрастает с течением времени. В предыдущих параграфах рассматривались устойчивые электрические цепи, в которых после окончания воздействия колебания затухают.
Сформулируем фундаментальный критерий устойчивости: электрическая цепь неустойчива, если в решении однородного дифференциального уравнения есть хотя бы одно слагаемое, у которого ak > 0, где ak – амплитуда гармонического сигнала (рис. 3.6, а). Если все ak < 0, то цепь устойчива (рис. 3.6, б). Пограничный случай, ak = 0, чаще всего трактуется как возникновение неустойчивой цепи. Фундаментальный критерий устойчивости используется при проектировании автогенераторов.
Автогенератор на туннельном диоде
Автогенератор на туннельном диоде (рис. 3.7) – пример простого генератора гармонических колебаний. Постоянное напряжение Е0 через дроссель Др подается на анод туннельного диода D. Значение этого напряжения таково, что рабочая точка помещается на падающем участке ВАХ диода. Дифференциальное сопротивление туннельного диода в этом случае будет отрицательным. Обычно
= -(20 – 200) Ом.
Диод включен в состав последовательного колебательного контура, состоящего из конденсатора С, катушки L и резистора r. Добротность этого контура выбирается достаточно большой. Первоначальные колебания в автогенераторе возникают под действием электродвижущей силы e(t), обусловленной импульсами, появляющимися при включении питания, помехами, шумами и т.п.
Пусть i(t) – ток, протекающий по элементам контура. Значение этого тока мало, так мала электродвижущая сила (ЭДС). Учтем, что дроссель Др, имеющий большую индуктивность, не пропускает переменный ток от колебательного контура к источнику питания. Используя уравнения, составленные по второму закону Кирхгофа, для последовательного контура получим:
.
Дифференцируя правую и левую части этого уравнения, найдем дифференциальное уравнение автогенератора на туннельном диоде:
.
Для анализа устойчивости достаточно рассмотреть решение однородного линейного уравнения с нулевой правой частью. Корни характеристического уравнения в этом случае имеют вид:
. (3.3)
Для высокодобротного контура с малыми потерями радикал в формуле (3.3) дает мнимое число. Следовательно, вещественная часть обоих корней характеристического полинома одинакова и равна первой дроби в формуле (3.3). Из анализа этой дроби следует, что только при |RД| > r в соответствии с фундаментальным критерием устойчивости возникает самовозбуждение автогенератора на туннельном диоде.
Автогенераторы с внешней обратной связью
Автогенераторы с внешней обратной связью (рис. 3.8) наиболее часто используют на практике. В этих генераторах удобно регулировать параметры выходных колебаний, изменяя свойства цепи обратной связи, выполненной обычно в виде пассивного четырехполюсника. Внутри усилителя (р