Электротехника

Как восстановить аккумулятор автомобиля: реанимация, промывка, своими руками

Автор admin

Устройство и принцип работы АКБ

Аккумуляторная батарея покрыта слоем пропилена. Так как этот материал не проводит электрический ток, и его не разъедает от элементов кислоты. Вся батарея состоит из шести, соединённых между собой, аккумуляторов. Один аккумулятор соединяет плюсовые и минусовые электроды.

Для того чтобы устройство не изнашивалось, в сплав плюсовых электродов добавляется серебро или олово. Существует две разновидности аккумуляторных батарей:

  1. С жидким электролитическим раствором.
  2. С дополнительными добавками, электролитический раствор нежидкий.

Чаще всего используется первая разновидность. Принцип работы заключается в том, что электричество превращается в химическую реакцию. Когда случается разряд аккумуляторной батареи происходит всё наоборот.

В результате происходит снижение уровня кислоты и повышение уровня дистиллированной воды.

Чтобы аккумуляторная батарея не садилась слишком быстро и служила долго, в автомобиле установлен генератор. Он не даёт аккумулятору разряжаться, когда автомобиль заведён.

Если АКБ села, её необходимо зарядить с помощью специального зарядного устройства. Оно способно сбалансировать плотность электролита. Средняя продолжительность эксплуатации аккумуляторной батареи составляет более четырёх лет. Она может меняться в зависимости от правильного использования или хранения.

Параметры устройства:

  • энергетическая ёмкость. Измерение идёт в ампер-часах. Имеет прямую зависимость от тока, который отдаётся при разрядке;
  • напряжение аккумулятора составляет 12 Вольт;
  • обозначение прокрутки на холодную. Значит при каких наиболее низких температурах сможет запуститься автомобиль.

Какие аккумуляторы можно восстановить

Восстановлению подлежат не все батареи. Не получится реанимировать гелиевую и AGM разновидность батарей. Некоторые опытные специалисты пробуют вернуть к жизни такие виды, но они будут пригодны только для того, чтобы послушать музыку и всё.Восстановить свинцово-кислотную аккумуляторную батарею можно, когда она практически потеряла ёмкость. То есть происходит быстрый заряд и такой же быстрый разряд. Если случилось короткое замыкание, то восстанавливать АКБ скорее всего не имеет смысла.

Единственный вариант если случилось осыпание пластин в небольшом количестве, тогда можно попробовать промыть дистиллированной жидкостью аккумуляторные банки и постараться избавиться от металлического мусора.

Если корпус аккумуляторной батареи лопнул, его можно попробовать запаять или склеить хорошим клеем.

Но это поможет ненадолго, так как при эксплуатации, во время движения автомобиля происходят различные скачки и удары. Это спровоцирует раскол шва и он начнёт увеличиваться всё больше. Из-за такой неисправности вытечет весь электролитический раствор и эта уже аккумулятор, который не проводит электрический ток.

Когда восстановление невозможно

В случае когда цвет электролитической жидкости изменился на любой тёмный, то скорее всего восстановлению такая аккумуляторная батарея не подлежит. Если она начала вздуваться, следует сразу же отправить такое устройство в утиль.

Случается такое, что металлические пластинки осыпались в электролитический раствор, что вызвало короткое замыкание одного из шести аккумуляторов.

Когда происходит КЗ восстановить аккумуляторную батарею уже практически невозможно, да и это не целесообразно.

Прежде чем начинать восстанавливать АКБ, требуется выяснить причину неисправности. Правильная эксплуатация и уход поможет избежать неприятных последствий. Восстановить старый и замёрзший аккумулятор тоже не получится.

Такие случаи происходят из-за долгой стоянки в холодное время года, а также если плотность электролитического раствора создана не по всем правилам, связанным с температурными условиями. Аккумулятор с обрывом также не подлежит жизни.

Из-за чего АКБ выходит из строя

Все причины можно примерно разбить на три категории:

  • заводской брак;
  • естественной износ и старение;
  • нарушение правил эксплуатации.

То есть в третьем случае батарея ещё могла бы послужить, но её искусственно уничтожили. К счастью, не всегда безвозвратно.

Механические повреждения

Это такие повреждения, которые произошли вследствие естественного износа или физических повреждений. Некоторые повреждения возможно восстановить, но ненадолго, а некоторые уже не подлежат реанимации.

Повреждение корпуса случается из-за постоянных скачков, случающихся во время движения автомобиля. Трещина появляется в корпусе, из-за чего может вытекать электролит. Восстановить такой аккумулятор можно, но это будет недолговременным эффектом. Со временем шов разойдётся, и электролит вытечет наружу. Если нет электролита, то и не будет проводиться ток.
Повреждение клемм может произойти при физическом взаимодействии или когда происходит перенапряжение. Клеммы не смогут выдавать нужное количество напряжения и работать аккумуляторная батарея не сможет.

Структурные повреждения

Такие неисправности ещё более неприятные. Они могут испортить аккумулятор. Чтобы этого не допускать потребуется чаще проводить диагностику аккумуляторной батареи.

Внутренний обрыв
Если в аккумуляторной батареи случился обрыв проводов, то никакого напряжения на клеммах не будет и восстановить это практически невозможно. Можно попробовать слить электролит с неисправной банки и самостоятельно замкнуть при помощи гвоздей. Параметр напряжения снизится, но аккумуляторная батарея будет работать. Использовать её можно будет для того чтобы запитать другое менее требовательное устройство.
Замыкание пластин
Как уже говорилось выше, замыкание металлических пластин необходимо для того, чтобы отключить неисправную банку в аккумуляторе. Благодаря этому АКБ заработает, но произойдёт снижение напряжения до 10,6 Вольт. Пользоваться таким устройством лучше всего в других целях, нежели в автомобиле. Например, для того чтобы зарядить ноутбук.
Сульфатация пластин
Этот процесс происходит из-за реакции кислоты со свинцовыми металлическими пластинами. На аккумуляторе появляется налёт в виде крупных белых кристаллов. Это вызывает снижение энергетической ёмкости аккумуляторной батареи и уменьшение напряжения. Если процесс сульфатации уже пошёл, то исправить его не получится. Разве, что только немного приостанавливать. Потребуется промывать устройство с помощью раствора соды и воды. В конечном итоге всё приведёт к замене аккумулятора.

Почему не стоит доводить АКБ до состояния глубокого разряда

Разряд аккумуляторной батареи является вполне естественным и нормальным явлением. Ведь АКБ и созданы для того, чтобы накапливать энергию, отдавать её, а затем снова накапливать. И так циклично. То есть аккумуляторы являются многозарядными устройствами. Здесь не нужно менять АКБ всякий раз, когда она отдала заряд. Ведь она его восполняет.

Но конструкция современных аккумуляторов далека от совершенства. У неё есть ряд проблем и требований:

  • не допускается перезарядка, поскольку это провоцирует осыпание пластин;
  • крайне нежелательно довольно батарею до глубокого разряда;
  • всегда важно поддерживать правильную плотность электролита;
  • рабочая жидкость должна находиться на стабильном уровне;
  • избегать замыкания банок и пр.

То, сколько сможет ещё проработать батарея, если возник глубокий разряд автомобильного аккумулятора, во многом зависит от самой АКБ, её текущего состояния и оперативности реанимационных действий.

Прежде чем узнать, что делать в такой ситуации, необходимо уточнить причину такой высокой опасности глубокого (полного) разряда стартерной батареи.

В кислотных АКБ содержится электролит, обладающий определённой плотностью. Электролит представлен в виде смеси из серной кислоты и дистиллированной воды.

Глубокий разряд аккумулятора

Когда батарея разряжается, кислота постепенно начинает оседать на положительных свинцовых пластинах в виде соли. И чем разряд сильнее, тем активнее и объёмнее оказываются эти отложения. Плотность падает, существенно отличаясь от нормы.

Оптимальным показателем плотности принято считать 1,27 г/см³.

Глубокий разряд можно охарактеризовать как минимальный порог разряда АКБ, ниже которого опускаться уже попросту некуда. Если батарея посажена в ноль, внутри протекает химический процесс, стимулирующий оседание солей на поверхностях. Чтобы удалить отложения, необходимо при первой же возможности подключить АКБ к зарядному устройству. Или позволить начать заряжаться от генератора автомобиля.

Тем самым плотность нормализуется, кристаллы солей разрушаются, и работоспособность аккумулятора восстанавливается.

Казалось бы, при глубоком разряде можно просто подключить АКБ к зарядному устройству, и всё нормализуется. Это распространённое заблуждение.

При нулевом заряде плотность солей настолько увеличивается, что при последующей зарядке они уже не разрушаются, а прочно оседают на поверхностях пластин.

То есть свинцовая пластина практически полностью покрывается твёрдым солевым слоем. А поскольку зарядка батареи происходит за счёт взаимодействия свинца и электролита, то в такой ситуации АКБ заряжаться уже не будет.

Накапливать заряд такой аккумулятор уже не способен.

При каждом глубоком разряде АКБ теряет 2–3% своей ёмкости, которая уже не восстанавливается.

Из-за этого, когда аккумулятор переживает порядка 10 полных разрядов, на 30% ёмкости уже рассчитывать не приходится. При таких потерях накопленного заряда не хватит, чтобы запустить двигатель.

Глубоким считается разряд до 10,5–11 В. Именно этот порог считается критическим, когда активно начинает протекать процесс сульфатации. То есть начинает появляться осадок в виде кристаллов солей.

Как диагностировать автомобильный Аккумулятор

Прежде чем приступать к диагностике прибора, необходимо снять его.

Обратите внимание! Первой снимается отрицательная клемма. Однако при установке она подключается последней.

Уровень электролита

Проводить проверку уровня и плотности аккумуляторного раствора рекомендуется не менее одного раза на три месяца. Уровень проверяется с использованием трубки из стекла (внутренний диаметр должен быть 4-5 мм) через заливные просеки.

Трубку следует опускать до конца, наружный просек необходимо хорошо заткнуть пальцем и вынуть. Допустимый уровень электролита в аккумуляторной батарее должен быть равен 12-15 мм.

При наличии тубуса в аккумуляторе уровень может превышать на 3-5 мм.

Плотность электролита

Второй показатель – плотность электролита – играет не менее важную роль, поэтому контролировать его также нужно.

Проверять его можно денсиметром, рекомендуемая температура должна быть +25°С.

Во время эксплуатации плотность жидкости может колебаться, полный разряд – полный заряд, показатели могут меняться на 0,15-0,16 единиц.

Высокий уровень плотности может стать причиной быстрой изношенности прибора, при низком уровне плотности запуск двигателя будет выполняться долго и проблемно.

Уровень заряда батареи

Чтобы проверить показатель заряда автомобильного аккумулятора следует использовать нагрузочную вилку. Данное устройство имеет вольтметр, переключатель нагрузочного сопротивления, рукоятку и два контакта.

Также заряд можно определить, отталкиваясь от выходного напряжения, для этого понадобятся мультиметр и вольтметр (важно отключить минусовую клемму).

Современные устройства оснащены индикатором, показывающим заряд батареи. Если прибор заряжен, то индикатор горит зеленым цветом, разряжен – белым или красным.

Чтобы зарядить автомобильный аккумулятор необходимо использовать зарядной прибор, который является источником тока: положительный контакт присоединяем к плюсовой клемме, отрицательный – к минусовой.

Ремонт аккумулятора своими руками: с чего начать

Ремонт аккумулятора: с чего начать

На первом этапе восстановления АКБ следует очистить её корпус. Поверхность батареи промывается раствором соды для того, чтобы убрать загрязнения и нейтрализовать электролит, часто попадающий на крышку.

Налёт с клемм аккумулятора снимается некрупной наждачной бумагой. Кстати, именно окисленная поверхность контактов может быть причиной нестабильной работы батареи. Потому после их очистки нелишнем будет испытать автомобильный аккумулятор в действии.

Методы восстановления

Теперь непосредственно к вопросу о том, что делать при глубоком разряде аккумулятора автомобиля.

Первым делом важно понимать, что сульфатация, то есть процесс образования отложений на пластинах, протекает не только в случае полного разряда. Сульфатация менее активная, но всё равно протекает, если АКБ находится в полуразряженном состоянии. Из-за этого крайне важно поддерживать напряжение на уровне 12,7 В, а плотность не опускать ниже 1,27 г/см³.

Если же полной разрядки избежать не удалось, нужно выбрать способ, как зарядить аккумулятор своего автомобиля после потенциально губительного глубокого разряда.

Всего можно выделить несколько вариантов, как вывести батарею из подобного состояния, к которому привела сильная разрядка:

  • механическая очистка;
  • химическое восстановление;
  • КТЦ;
  • с помощью дистиллированной воды;
  • переполюсовка;
  • с использованием десульфатора.

Каждый вариант реанимации заслуживает отдельного внимания.

Механическая очистка

У некоторых автомобилистов возникает идея после глубокого разряда АКБ, которую не удаётся зарядить, попытаться очистить аккумулятор от автомобиля физическим способом.

Смысл метода заключается в том, чтобы слить электролит, вырезать элементы пластикового корпуса и извлечь поражённые пластины из батареи.

Механическая очистка аккумулятора

Далее все пластины и полости между ними промываются дистиллированной водой, очищаются специальными составами. Затем остаётся только восстановить герметичность корпуса, залить свежий электролит и поставить АКБ на зарядку.

Пластины очень чувствительные, а потому требует предельно аккуратного обращения. Из-за этого путём физической очистки восстановить АКБ очень сложно.

Есть умельцы, которым удавалось разрезать корпус и собрать его. Но как именно себя поведёт после такого аккумулятор – загадка.

Химические средства

Итак, для начала необходимо выполнить полную зарядку аккумуляторного устройства, после чего важно слить весь электролит. Теперь необходимо промыть емкость дистиллированной водой, не менее трех раз.

Для следующего этапа промывки берем раствор 5% (вес.) аммиака и 2% (вес.) Трилона В. Заливаем его в емкость предварительно очищенную с помощью дистиллированной воды, с которой был вылит электролит, и оставляем на час.

Внутри будут наблюдаться брызги и активное газовыделение, это идет процесс десульфатации. По завершению газовыделения, процедуру можно считать завершенной. Теперь сливаем жидкость с аккумулятора и снова промываем емкость с помощью дистиллированной воды (2-3 раза). Теперь наполняем батарею новым электролитом и проводим полную зарядку.

Если наблюдается сильная сульфатация, то восстановление аккумулятора таким раствором можно провести пару раз. Однако отметим, что такой раствор невозможно приготовить самостоятельно, рекомендуется обратиться к специалисту.

Реанимация и дистиллированная вода

Оживить автомобильный аккумулятор можно и при помощи дистиллированной воды. На реализацию этого способа требуется 45–60 минут.

Если аккумуляторная батарея села полностью, то перед реанимацией ее заряжают. После этого электролитический состав сливается. Для этого свинчивают пробки, которые сосредоточены на крышке.

Корпус и элементы промывают дистиллированной водой. После этого заливают специальный раствор, с помощью которого выполняется десульфатация.

Процесс десульфатации сопровождается выделением газа. Поэтому помещать источник восстановления лучше в помещении, в котором работает вентиляционная система.

Для очистки используют дистиллированную воду. Процедура промывки выполняется 2–3 раза. Только после этого внутрь заливается электролитический состав, который имеет требуемую плотность.

Реанимированный источник питания подключают к зарядному устройству и сети.

Такой способ восстановления прост в реализации. Поэтому им могут пользоваться новички, опытные автомобилисты. Но продолжительность эксплуатации восстановленного источника питания сложно установить. Все зависит от:

  • Своевременности технического обслуживания.
  • Соблюдения условий использования.
  • Периодичности применения автотранспорта.

К примеру, частая эксплуатация автоаккумулятора в разряженном виде приводит к тому, что восстановить его невозможно.

Процесс восстановления автомобильного источника питания включает множество аспектов, правил. И от того, насколько точно они будут реализованы, зависит, сможете ли вы оживить агрегат. Поэтому все этапы необходимо выполнять в соответствии с рекомендациями специалистов.

Переполюсовка

Самый крайний вариант, который используется лишь в том случае, когда все остальные методы не помогают.

Переполюсовка для аккумулятора

Смысл переполюсовки предельно простой. АКБ соединяется с зарядным устройством, но только плюс идёт на минус, а минус соединяется с плюсом.

При подаче минуса на плюсовую клемму аккумулятора осадок на пластинах начинает разрушаться.

Фактически здесь есть 2 варианта полученного результата. Либо АКБ удастся восстановить, либо же батарея окончательно выйдет из строя.

Десульфаторы

Или же применяют десульфататоры. Так называют специальные устройства, которые предназначены для борьбы с последствиями сульфатации в аккумуляторных батареях.

Сейчас также выпускают современные зарядные устройства, у которых имеется режим десульфатации.

Достаточно следовать инструкциям производителя.

Десульфаторы для аккумулятора

Проблема лишь в том, что стоимость таких устройств примерно равна цене очень неплохого нового аккумулятора. И есть ли смысл тратить деньги на десульфатор, если проще купить новую батарею.

Глубокий разряд губителен для автомобильных аккумуляторов. Да, АКБ способны выдержать некоторое количество циклов разряда–заряда, но их ресурс ограничен и постоянно снижается. Потому самым правильным решением будет следить за характеристиками и поддерживать аккумулятор в рабочем состоянии.

Контрольно-тренировочные циклы

Самый распространенный метод, позволяющий эффективно восстановить аккумулятор автомобиля – проведение циклических операций, называемых контрольно-тренировочными (КТЦ). Применение этого способа позволяет заблокировать процесс сульфатации на ранних стадиях ее развития и уберечь пластины от разрушения.

Суть методики, позволяющей эффективно реанимировать АКБ, сводится к проведению целого цикла операций по заряду-разряду АКБ. Для этого понадобятся:

  • Зарядное устройство достаточной мощности.
  • Ареометр.
  • Вольтметр (мультиметр).
  • Нагрузочная вилка или другой заменитель потребителя.

На начальной стадии АКБ заряжается токами, не превышающими 10% от номинального значения, указанного в паспорте на прибор. После этого к нему подключается нагрузка, приводящая к разрядке до напряжения порядка 10,2 Вольта. Эта процедура проделывается несколько раз.

Важно! Скорость разрядки АКБ должна быть минимальной, что заметно повышает эффективность реанимационных операций.

Рассмотренный способ – оптимальный вариант, подходящий для восстановления старых аккумуляторов автомобиля.

Способ быстро реанимировать АКБ после глубокой разрядки

Полностью восстановить убитый аккумулятор после глубокого разряда можно используя описанный выше метод заряда с использованием раствора аммиака аптечной дистиллированной воды и трилона. Главное условие – быстрая обычная зарядка полностью разряженной батареи.

Скажем, вы начали заводить мотор, и аккумулятор был вполне способным крутить коленвал. Но вы из-за проблем с системой питания ничего не добились и посадили батарею – если действовать оперативно, то урон будет не слишком значительным. А если АКБ простояла в разряженном состоянии ночь или больше, шансы вернуть её к жизни будут гораздо ниже.

Отметим ещё раз, что длительность самой процедуры небольшая, всего час, но после её завершения нужно будет производить обычную зарядку, то есть общая длительность восстановления может превысить двое суток.

Почему происходит сульфатация и как её избежать

Причин сульфатации несколько, и все они связаны с небрежным обращением с батареями.

Основным предшественником становится глубокий разряд. Свинцово-кислотные стартёрные батареи очень этого не любят, при каждом таком явлении они теряют часть ёмкости именно по причине сульфатации.

Из-за низкой плотности электролита в конце разряда и некоторых других химических эффектов появившиеся соли уже не получится растворить в штатном режиме, и часть площади электродов выходит из игры.

Те же последствия получаются при снижении уровня электролита из-за выкипания, разбрызгивания через вентиляцию или просто расплёскивания при переворачивании негерметичной батареи. Особенно если терялась кислота, а добавлялась вода, или вообще ничего.

Косвенно, через разряд, влияют также низкие и высокие температуры, неправильное хранение и «докторский» режим эксплуатации, когда батарея постоянно полуразряжена. Все необходимые требования по эксплуатации изложены в соответствующем документе, регламентирующем порядок пользования батареями.

Эти «правила» обеспечивают бесперебойную работу АКБ на протяжении всего срока службы, который у современных батарей невелик, что компенсируется их полной необслуживаемостью. Таков выбор производителей, от долговечных, но капризных приборов к таким, о которых вспоминают только когда их уже остаётся только заменить на новые.

Меры предосторожности

Внутри необслуживаемого аккумулятора газ может находиться под значительным давлением. Состав такой смеси может быть легко воспламеняемым, поэтому во время сверления корпуса не следует курить. Выполнение работ должно осуществляться на значительном удалении от открытого огня, например, газовой горелки или камина.

Кроме этого, для предохранения органов зрения и кожи от разбрызгивания кислоты потребуется использовать следующие средства индивидуальной защиты:

  • Резиновые перчатки.
  • Очки.
  • Специальную одежду.

Разлитая кислота может не только причинить вред здоровью, но и половому покрытию, стенам или обстановке комнаты. Работы такой сложности следует выполнять в гараже, но если это невозможно, то следует использовать полиэтиленовую плёнку, которой необходимо тщательно застелить мебель, пол и стены помещения.

Правильная эксплуатация и нюансы минимального обслуживания

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор, чтобы увеличить его ресурс? Залогом длительной эксплуатации необслуживаемой батареи в первую очередь можно смело назвать исправность электрооборудования автомобиля. Если его бортовые системы работают нормально, значит, на клеммы АКБ будет подаваться оптимальное напряжение и сила тока. Перебои в работе генератора, замыкания в электроцепях авто – всё это отрицательно сказывается на здоровье батареи. При длительном хранении аккумулятора поставьте его в прохладное место, чтобы уменьшить саморазряд, понизив активность химических процессов.

Как проверить необслуживаемый аккумулятор? Хорошо, если вы приобрели батарею с более-менее прозрачным корпусом. На таких изделиях ставят метки, по которым можно определить уровень электролита в текущий момент. В иных случаях обращайте внимание на «глазок»-гидрометр: он должен быть зелёным. Придя утром в гараж или на стоянку, не поленитесь захватить с собой мультиметр, чтобы измерить напряжение на выводах батареи: U = 12,6–12,7 В. Если оно в районе 11 В, необходима подзарядка аккумулятора. Как её провести правильно, рассказывается далее.

Источники

  • https://warmsteel.ru/akb/akkumuljatory/avtomobilnye/vosstanovlenie-akkumuljatora/
  • https://AutoVogdenie.ru/4-sposoba-vosstanovleniya-akkumulyatora.html
  • https://DriverTip.ru/repair/kak-reanimirovat-akkumulyator-posle-glubokoj-razryadki.html
  • https://AutoVogdenie.ru/kak-vosstanovit-akkumulyator-avtomobilya-v-domashnix-usloviyax.html
  • https://4x4privod.ru/vosstanovlenie-akkumulyatora-svoimi-rukami-posle-glubokoy-razryadki-podrobnaya-instruktsiya/
  • https://akbzona.ru/stati/kak-vosstanovit-akkumulyator-avtomobilya-svoimi-rukami
  • https://IstochnikiPitaniy.ru/stati/obsluzhit-neobsluzhivaemyj-akkumulyator.html
  • https://carbatt.ru/kak-pravilno-vosstanovit-neobsluzhivaemyy-akkumulyator

[свернуть]