§ 12. Мостовая схема соединения резисторов и ее применение

При электрических измерениях, а также в некоторых других случаях резисторы включают по схеме электрического моста, или мостовой схеме (рис. 28, а). Резисторы с сопротивлениями R1, R2, Rз, R4 образуют так называемые плечи моста. Участки цепи, соединяющие точки а и с, а также b и d, называются диагоналями моста. Обычно на одну из диагоналей, в данном случае ас (питающая диагональ), подается напряжение U от источника электрической энергии; в другую диагональ bd (измерительная диагональ) включают электроизмерительный прибор или какой-либо аппарат. При равенстве сопротивлений R1=R4 и R2=R3 напряжения на участках ab и ad от токов I1 и I2(а также на участках bc и dc) будут одинаковыми, поэтому точки b и d будут иметь одинаковые потенциалы. Следовательно, если включить в диагональ bd какой-либо резистор R или электроизмерительный прибор, то в диагонали I=0 (рис. 28, б). Такой мост называется уравновешенным.
Для равновесия моста необходимо, чтобы напряжения Uab= Uad и Ubc=Udc ; эти условия имеют место не только при равенстве сопротивлений R1=R4 и R2=R3, но и при равенстве отношений R1/R4=R2/R3. Следовательно, мост будет уравновешен при равенстве произведений сопротивлений резисторов, включенных в противоположные его плечи: R1R3 = R2R4. При несоблюдении этого условия через резистор R будет проходить ток I; такой мост называется неуравновешенным.
Мостовую схему применяют также для включения реле буксования на некоторых электровозах. Реле служит датчиком для выявления буксования колесной пары. Реле Р (рис. 29) включают

Рис. 28. Мостовые схемы включения резисторов Рис. 29. Схема включения реле боксованияРис. 28. Мостовые схемы включения резисторов Рис. 29. Схема включения реле боксования

в диагональ моста, образованного двумя последовательно включенными электродвигателями М1 и М2, по которым проходит ток Iд (электродвигатели в данном случае рассматриваются как источники с э. д. с. E1 и E2), и двумя резисторами сопротивлением R. При отсутствии буксования Е12, следовательно, токи, проходящие через резисторы, I1 = I2. Поэтому ток в катушке реле I = I1 – I2 = 0.

При возникновении буксования частота вращения тягового двигателя, связанного с буксующей колесной парой, резко возрастает. При этом резко увеличиваются его э. д. с, например E1, и ток I1. В результате по катушке реле Р начнет проходить ток I=I1-I2, который вызовет его срабатывание. Реле Р своим блок-контактом включает сигнализацию и подачу песка или воздействует на систему управления электровоза.