Рассмотрим схему замещения одной фазы АД при частотном регулировании (рис. 5.1). Введем следующие обозначения:
· U1н – действующее номинальное напряжение фазы статора;
· g = U1/U1н – относительное напряжение фазы статора (U1 – произвольное действующее значение напряжение фазы статора);
· Е1 – ЭДС фазы статора;
· Е2 – приведённая к статору ЭДС фазы ротора;
· R1 – активное сопротивление фазы статора;
· I1 – ток фазы статора;
· ν = W1/W1н – относительная частота напряжения статора (W1 – угловая частота напряжения статора;
· W1н – номинальное значение угловой частоты напряжения статора);
· Х1 – индуктивное сопротивление фазы статора на частоте W1н;
· Х’2 – приведённое к статору индуктивное сопротивление фазы ротора на частоте W1н;
· Хm – индуктивное сопротивление намагничивающей цепи машины при частоте W1н;
· R’2 – приведённое к статору активное сопротивление фазы ротора;
· I’2 – приведённый к статору ток фазы ротора;
· S2 – параметр абсолютного скольжения.
Параметр абсолютного скольжения – это отношение угловой частоты ЭДС ротора (W2), приведённой к двухполюсному двигателю, к номинальной угловой частоте напряжения статора (W1н):
,
где W – угловая скорость ротора; Wо – синхронная угловая скорость ротора при произвольной частоте напряжения статора W1; Wон – синхронная номинальная скорость ротора (при частоте W1н); S = (W1 – Wpп)/W1 – скольжение двигателя (при произвольной частоте напряжения статора W1).
Из расчёта схемы замещения в установившемся режиме [11] получены соотношения регулируемых координат и параметров короткозамкнутого АД при частотном управлении (табл. 5.1):
А(n,S2) = (b2 + с2×n2)×S22 + 2×R1×R’2×n×S2 + (d2 + е2×n2)× ;
В(S2) = + Х’22×S2;
D(S2) = /Хm2 + Ks2×S22;
С(S2) = / Хm2 + (1 + Ks2)2× S22;
b = R1×(1 + Ks2);
с = Хm×Ks;
d = R1/Хm;
e = 1 + Ks1;
где Ks1, Ks2, Ks – коэффициенты рассеяния, соответственно, для статора (Ks1 = х1/xm), ротора (Ks2 = х’2/xm) и общий (Ks = Ks1+ Ks2 + Ks1×Ks2).
Таблица 5.1. Определение основных параметров двигателя
Искомая величина |
Значение величины |
||
в общем виде |
при независимом магнитном потоке |
при независимом токе статора |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Ф |
|
– |
|
I1 |
|
|
– |
I2` |
|
|
|
Im |
|
|
|
M |
|
|
|
М – электромагнитный момент двигателя; F – поток двигателя |
При обеспечении стабилизации F или I1 и фиксированном значении n все остальные параметры двигателя однозначно зависят от абсолютного скольжения (S2).
Когда регулирование производится при напряжении, не зависящем от нагрузки двигателя, то абсолютное критическое скольжение равно:
,
а максимальный момент
.
В последних формулах знак «плюс» соответствует двигательному режиму АД, а знак «минус» – режиму генераторного торможения.
При анализе статических характеристик АД мы использовали
Т-образную схему замещения. В справочной литературе обычно приводятся параметры для Г-образной схемы замещения. Для АД нормального исполнения мощностью выше нескольких киловатт значения параметров Г-образной схемы практически не отличаются от соответствующих им значений параметров Т-образной схемы и могут быть использованы при расчётах статических характеристик АД по приведённой выше методике.
Рассмотрим некоторые используемые на практике способы частотного управления АД в статике и соответствующие им механические характеристики.