Инверторным режимом тиристорного преобразователя называется режим передачи энергии из цепи постоянного тока в питающую сеть переменного тока. Инверторный режим возникает при работе выпрямителя на обмотку возбуждения и якорь машины постоянного тока.
При работе управляемого выпрямителя на обмотку возбуждения двигателя в кривой выпрямленного напряжения присутствуют отрицательные участки синусоиды фазного напряжения (см. рис. 3.1, д, например, в интервале θ2 – θ3). Площади этих участков соответствуют электромагнитной энергии, отдаваемой обмоткой возбуждения в питающую сеть. При углах управления α < π/2 в среднем за интервал проводимости тиристора напряжение на нагрузке положительно, что и определяет этот режим как режим выпрямления. При α = π/2 среднее значение выпрямленного напряжения становится равным нулю, что эквивалентно замыканию обмотки возбуждения накоротко. При α > π/2 (см. рис. 3.1, д), площадь отрицательных полуволн фазного напряжения превышает площадь положительных полуволн, в связи с чем среднее выходное напряжение преобразователя Ud становится отрицательным. Это следует также из формулы (3.3) при подстановке в нее значения α > π/2.
Электромагнитная энергия, запасенная в обмотке возбуждения в предшествующем выпрямительном режиме, отдается через трансформатор в сеть переменного тока. Токи через тиристоры проходят в прежнем направлении за счет ЭДС самоиндукции (см. рис. 3.1, а, полярность в кружках). Однако в отличие от выпрямительного режима тиристоры, например VS1, проводят уже в отрицательный полупериод сетевого напряжения (см. рис. 3.1, д, промежуток θ4 – θ2). Причем, так как величина напряжения uL, соответствующая ЭДС самоиндукции, больше напряжения u2ф (см. рис. 3.1, а, полярность в кружках), катод оказывается более отрицательным, чем анод и, следовательно, суммарное напряжение на тиристоре uVS положительно, что обусловливает его проводящее состояние после прихода запускающего импульса.
Мгновенное значение мощности вторичной обмотки трансформатора равно:
.
Так как по сравнению с выпрямительным режимом ток i2 протекает по обмотке в отрицательный полупериод u2ф, мощность вторичной обмотки меньше нуля (P2 < 0), что означает инвертирование в питающую сеть электромагнитной энергии обмотки возбуждения. Из рис. 3.1, а видно, что инвертируемый ток (см. рис. 3.1, д, например, в интервале θ4 – θ3) равен:
,
где R – сопротивление контура инвертируемого тока.
Напряжение на выходе преобразователя ud направлено встречно uL, поэтому ud и соответственно Ud называют противоЭДС инвертора. Поскольку тиристоры в данном случае, как и в режиме выпрямления, коммутируются за счет напряжения сети, преобразователь в режиме инвертирования называют инвертором, ведомым сетью, или зависимым инвертором (инвертор с естественной коммутацией). Аналогично работа инвертора происходит и в случае многофазных схем.
При якорном регулировании скорости и момента МПТ инверторный режим преобразователя широко используется для осуществления рекуперативного (с отдачей энергии в сеть) торможения двигателей. Для лучшего усвоения принципов инвертирования рассмотрим аналогичный режим при работе двигателя от генератора постоянного тока (систему Г – Д) (рис. 7.1, а). Генератор Г приводится во вращение асинхронным
двигателем АД. Напряжение на двигателе (Uг) регулируется изменением тока в обмотке возбуждения генератора ОВГ. Ток в обмотке возбуждения двигателя ОВД считаем неизменным. Под действием напряжения Uг и противоЭДС двигателя (Eдв) по якорной цепи протекает ток Iг определяемый из соотношения:
, (7.1)
где Rя – суммарное сопротивление якорной цепи.
При работе двигателя Д в двигательном режиме напряжение Uг > Eдв и то
к Iг > 0. Направление тока совпадает с направлением Uг. Для перевода двигателя в режим рекуперативного торможения необходимо, чтобы ток якорной цепи Iг изменил свой знак. Из выражения (7.1) следует, что этого можно достигнуть при Eдв > Uг за счет снижения напряжения генератора или увеличения ЭДС двигателя. Не останавливаясь на способах реализации указанных условий, рассмотрим принципиальную сторону вопроса.
Когда ЭДС двигателя превышает напряжение генератора, двигатель превращается в генератор и отдает энергию в главную цепь системы. Ток Iг, совпадает уже с направлением Едв (рис. 7.1, а). Генератор Г, получая энергию от двигателя, передаст ее в виде механической энергии асинхронному двигателю АД, заставляя его вращаться со скоростью выше синхронной. Двигатель АД превращается в генератор и отдает энергию в сеть переменного тока.
Рассмотрим теперь возможность получения режима рекуперации в системе «тиристорный преобразователь – двигатель» (система ТП – Д) (рис. 7.1, б). В данном случае в формулу (7.1) вместо Uг нужно подставить среднее значение напряжения на вы
ходе тиристорного преобразователя (Ud). При работе двигателя Д в двигательном режиме преобразователь работает в выпрямительном режиме, и Ud > Eдв, якорный ток двигателя совпадает по направлению с выпрямленным напряжением Ud. Для получения режима рекуперации необходимо условие Ud > Eдв, тогда согласно формуле (7.1) ток будет отрицательным, а момент на валу двигателя – тормозным. Часто этот режим называют генераторным торможением с рекуперацией энергии в сеть.
Попытаемся изменить полярность ЭДС Eдв, чтобы ток Iг имел возможность протекать через тиристоры преобразователя, который продолжает работать в выпрямительном режиме (см. рис. 7.1., б, полярность Едв в скобках). В этом случае напряжение Ud и ЭДС Eдв совпадают по направлению, а ток Iг определяется их суммой (44) и имеет прежнее направление, как в двигательном режиме. Двигатель переходит в режим противовключения и начинает тормозиться. Энергия, потребляемая двигателем, рассеивается в виде потерь в элементах схемы.
Для осуществления инверторного режима преобразователя (рекуперативного режима двигателя) необходимо при перемене полярности ЭДС Едв изменить направление напряжения преобразователя Ud, что достигается увеличением угла регулирования α > π/2. В этом случае тиристоры будут проводить в период отрицательной полуволны синусоиды фазного напряжения трансформатора. Поскольку направление тока Iг и фазных токов вторичной обмотки осталось прежним, мощность, определяемая произведением фазных токов и напряжении, изменит знак, т.е. преобразователь будет работать в режиме инвертора, осуществляя рекуперацию энергии в питающую сеть.
На рис. 7.2, а изображена форма противоЭДС инвертора и ud при двух значениях угла управления. Противоэдс двигателя Едв условно показана ниже оси абсцисс в виде прямой линии, так как ее величина практически не изменяется за период пульсации выходного напряжения инвертора. Из рис. 7.2, а следует, что открывание тиристоров происходит при отрицательных полуволнах напряжения. Разность между ЭДС двигателя и мгновенным значением ud показана штриховкой. Сумма падений напряжений в главной цепи и в тиристорах (ΔU) равна разности ЭДС и среднего значения Ud.
Вместо угла регулирования (запаздывания) α для характеристики инверторного режима используют угол опережения β, отсчитываемый влево от точки естественной коммутации тиристоров (рис. 7.2). Между углами α и β существует зависимость, которая описывается соотношением:
β = π – α . (7.2)
Значение β подбирается так, чтобы Eдв > Ud.
Выражения для регулировочных характеристик зависимого инвертора в различных схемах получают из соответствующих характеристик управляемого выпрямителя при подстановке в них вместо α значения β, определяемого из формулы (7.2). В противоположность выпрямительному инверторный режим может быть реализован только в схемах с тиристорами. Если принудительного включения последующего тиристора не произойдет (см. рис. 7.2, а, например, VS2), то предыдущий тиристор VS1 продолжает проводить и после точки естественной коммутации Kи1 (показано стрелками), так как ток через него по