При работе выпрямителя на якорь машины постоянного тока электродвижущая сила (ЕДВ), индуктируемая полем возбуждения во вращающемся якоре, направлена навстречу выпрямленному напряжению ud (рис. 1.2, а, б). В связи с этим ток id будет определяться разностью напряжения выпрямителя и ЭДС. Предположим вначале, что ключ К (рис. 1.2, а) замкнут, тогда
(1.9)
Из выражения (1.9) следует, что ток якоря из-за односторонней проводимости диодов может проходить при условии ud > Eдв, т.е. когда мгновенное выпрямленное напряжение больше ЭДС двигателя. Например, диоды включаются в моменты θ1, θ3 и выключаются в моменты θ2, θ4. В результате выпрямленный ток id (ток якоря) будет иметь прерывистый характер (рис. 1.2, в).
Первичный ток (i1) носит также прерывистый характер (рис. 1.2, г) и равен нулю, когда id = 0. Поэтому величины токов в элементах схемы также изменятся. Форма и величина выпрямленного и обратного напряжения останутся прежними.
При включении достаточно большой индуктивности якорной цепи (см. рис. 1.2, а, ключ К разомкнут) наличие противо-ЭДС приводит только к изменению среднего значения выпрямленного тока, определенного по формуле (1.9) при id = Id, ud= Ud. В данном режиме возможно протекание в якорной цепи тока даже при Eдв > ud.