Из анализа механических характеристик разомкнутой системы электропривода с импульсным регулированием сопротивления в роторной цепи (см. рис.2.1, б) следует, что в такой системе невозможно получить качественного регулирования координат, так как регулировочные характеристики имеют низкую жёсткость. Высокое качество регулирования при сравнительно широком диапазоне регулирования скорости может быть обеспечено только в замкнутых системах, в которых скважность процесса коммутации (относительная продолжительность включения) является функцией регулируемых параметров (скорости, тока, момента). В таких системах в качестве обратной связи может быть использована обратная связь по скорости или по выпрямленному напряжению и току роторной цепи. Для ограничения момента в переходных и аварийных режимах может быть использована задержанная обратная связь по выпрямленному току ротора.
Один из возможных вариантов замкнутой системы регулирования скорости с суммирующим усилителем приведён на рис. 2.7. Управление тиристорным коммутатором осуществляется с помощью системы управления СУ, на входе которой осуществляется суммирование сигналов управления (Uу) с выхода операционного усилителя А1 и задержанной обратной связи по току (Uт) с выхода компаратора D1.
Рассмотрим работу системы в режиме стабилизации скорости, когда выпрямленный ток ротора (Id) меньше уставки токоограничения (Uот < Uотс) и узел ограничения момента, показанный в виде компаратора D1, не принимает участия в формировании характеристик. Выходное напряжение D1 равно нулю.
Напряжение на выходе усилителя А1 (Uу) определяется входным, которое, в свою очередь, является алгебраической суммой двух сигналов: сигнала задания скорости (Uзс) и сигнала обратной связи по скорости (Uос). Выделение сигнала Uос осуществляется косвенным образом путём измерения выпрямленного напряжения (Ud) и выпрямленного тока (Id).
Пропорциональность выходного напряжения (Uос) усилителя А2 текущему значению скорости базируется на следующем.
Согласно выражению (2.2), значение выпрямленной электродвижущей силы (ЭДС) будет равно:
Еdo× S = Ud + Id × Rэ,
где Ud = Id × Rd – падение напряжения на импульсно-регулируемом сопротивлении.
Тогда значение скольжения можно определить следующим образом:
S = (Ud + Id×Rэ)/Edo, (2.6)
а значение скорости двигателя равно:
ω = ω0(1 – S) = (ω0 / Edo)[Edo – (Ud + Id × Rэ)]. (2.7)
Отсюда следует, что для получения сигнала, пропорционального скорости, достаточно измерить ток и напряжение на выходе выпрямителя UZ (см. рис. 2.7). На вход усилителя А2, формирующего сигнал обратной связи по скорости, в соответствии с уравнением (2.7) подаются три сигнала:
· постоянный (Uе);
· пропорциональный (Еdo);
· сигналы обратных связей по напряжению и току,
соответственно, через резисторы R13, R14 и R12, R15.
Напряжение на выходе А2 равно:
Uос = Ке× Uе – КU × Ud – Rш× КI × Id, (2.8)
или
Uос = Кс× ω = Ке× Uе – Кн× Ud – Кт× Id. (2.9)
Здесь Ке = ; КU = ; КI = – коэффициенты передачи усилителя А2 соответственно по входам 1, 2 и 3; Кс, Кн, Кт – коэффициенты обратных связей по скорости, напряжению и току, соответственно, которые определяются по следующим формулам:
Кн = ×КU
; Кт = Rш× КI. (2.10)
Для нахождения соотношений между коэффициентами обратных связей и параметрами схемы умножим почленно выражение (2.7) на Кс и приравняем правую часть полученного выражения к правой части выражения (2.9):
Кс× ωо – Кс× × Ud – Кс × Rэ× Id = Ке× Uе – Кн× Ud – КТ× Id. (2.11)
Отсюда получим:
Ке× Uе = Кс× ωо; Кн = Кс× ; Кт = Кс× × Rэ. (2.12)
По известному значению коэффициента обратной связи по скорости (Кс) по уравнениям (2.12) можно рассчитать коэффициенты обратных связей по напряжению и току, а также значения Ке и Uе.
Для анализа работы системы регулирования запишем уравнения, характеризующие процессы в цепи управления коммутатором. Напряжение управления (Uу), подаваемое на вход системы управления коммутатором будет равно:
Uу= Кзс× Uз с– Кос× Кс ω; (2.13)
где Кзс=; Кос = – коэффициенты передачи суммирующего усилителя А1 по задающему входу и по входу обратной связи.
Скважность процесса коммутации определяется следующим образом:
ε = Ку× Uу = Ку× (Кзс× Uзс – Кос× Кс× ω). (2.14)
В режиме стабилизации скорости схема работает следующим образом. Допустим, электропривод работал с моментом нагрузки Мс1 на характеристике 4 (рис. 2.8), обусловленной, определённой скважностью e4 (точка b). При увеличении нагрузки до значения Мс2 в разомкнутой системе при e = e4 = сonst скорость вращения двигателя сни
зилась бы на Dwр. В замкнутой системе в соответствии с выражением (2.14) уменьшение скорости приведёт к увеличению значения скважности (e), что в соответствии с выражением (2.1) вызовет уменьшение импульсно-регулируемого сопротивления (Rd), то есть обусловит переход двигателя на характеристику с большей жёсткостью, например, на характеристику 3 (см. рис. 2.8, точка с). При этом перепад скорости в замкнутой системе определяется сигналом задания (Uзс).
При меньшем значении сигнала задания обратная связь вступает в работу при меньшей скорости, например, в точке а’ (см. рис. 2.8), обеспечивая работу привода на характеристике 7.
Синтез параметров системы автоматического регулирования в режиме стабилизации скорости можно осуществить, используя графоаналитический метод расчёта. На плоскости ω – М строим вначале механические характеристики разомкнутой системы для ряда значений ε. Затем по заданному (известному) значению погрешности стабилизации скорости Δωз строим желаемую характеристику замкнутой системы и на пересечении этой характеристики с граничными характеристиками разомкнутой системы отмечаем две точки например, а и d (см. рис.2.8). В точке а (граничная характеристика слева) значение ε 5 = 0, в точке d (граничная характеристика справа) – ε = ε2.
Уравнение (2.14) в точках а и d будет соответственно иметь вид:
Ку (Кзс×Uзс – Кос×Кс× ωа) = 0; 2.15)
Ку (Кзс×Uзс – Кос×Кс ωd) = e2. (2.16)
Вычитая из выражения (2.16) выражение (2.15), получим:
Ку×Кос×Кс = = . (2.17)
Из полученного выражения видно, что суммарный коэффициент усиления системы должен быть тем выше, чем меньше Δωз = ωа– ωd, и чем больше e2.
По уравнению (2.17) можно определить коэффициент обратной связи, предварительно задавшись коэффициент